Пути Кармы – Мастерская группа JNM

Назад

О ванах


Понятие "ван" изначально возникло как титул древнекитайских властителей в период до образования империи (III век до н. э.). Позже он присваивался людям, стоявшим рангом ниже императора, чаще всего императорским родичам. Часто титул принимали вожди повстанческих движений в Китае.

Титул вана вновь появился в период проведения императором Чжу Юань-чжаном политики укрепления местной власти. После восшествия императора на престол, в Китае была введена система уделов (удельных княжеств), долженствующая по замыслу Чжу Юань-чжана обеспечить прочность центральной власти. Появление удаленных от центра районах особ, непосредственно связанных с императором и обладающих политическим влиянием должно было служить противовесом местным властям; создаваемая двойственность управления легко могла использоваться центром в своих интересах. Властители новых удельных княжеств именовались ванами; изначально властителями уделов стали сыновья императора.

Вану предоставлялась резиденция в одном из крупных городов, который становился столицей удела. В распоряжении вана находился штат чиновников, повторяющий двор императора в миниатюре, хотя право назначения и смещения чиновников оставалось за императором. Властитель имел в своем распоряжении гарнизон. Также, во время военных действий под начало ванов поступали все расквартированные поблизости и переброшенные из других районов войска.

Вместе с тем, ваны не имели четко выраженных прав и обязанностей. Это быстро привело к тому, что в далеких от центра уделах власть вана стала практически неограниченной. Предполагалось, что ваны и их чиновники не должны вмешиваться в административную и хозяйственную жизнь. Судебная власть, основной налоговый сбор, командование войсками, не входившими в состав охранных гарнизонов, должны были осуществляться императорским правительством. Центр оставлял за собой право в любой момент ликвидировать удел. Предполагалось так же, что гарнизон вана не будет превышать определенного числа солдат.

На деле же контролировать военную силу и степень влияния вана было невозможно. Интересы держателей уделов входили в противоречие с интересами центральной власти. Вместо ожидаемого укрепления центральной власти и объединения страны, ваны стремились к размежеванию и дальнейшему усилению своего влияния и тормозили процесс централизации.

Уже к концу правления Чжу Юань-чжана стало ясно, что его политика укрепления власти на местах возымела эффект обратный желаемому. Рядом специальных указов он попытался ограничить удельных властителей в правах. Примером тому может служить разъяснение в одном из указов: "ваны получают титул, но не управляют народом, получают землю, но не ведают делами".

Но подобные меры не возымели действия. Императорская власть оказалась не в состоянии обеспечить их исполнение. Эффективного контроля не было, и быть не могло, поскольку советники из центра по своему социальному статусу стояли ниже удельных властителей. Положение ванов как представителей императора создавало им авторитет в глазах местного военного и гражданского чиновничества. Наличие собственного войска давало им большую независимость.

Стремление императора ограничить ванов в правах вызывало недовольство, которое зачастую выливалось в вооруженные конфликты. Ван имел мощную поддержку в лице не одного только своего гарнизона, но и всего местного населения. Присущая людям Китая в этот период социальная психология в большой мере сводилась к идее почитания монарха. Однако монарх ассоциировался у населения с местным правителем в гораздо большей степени, нежели далекий император в далекой столице.

Попытки второго минского императора Чжу Юнь-вэня (внука Чжу Юань-чжана) упразднить систему уделов стали одной из основных причин войны "Цзиннань", в результате которой Чжу Юнь-вэнь был смещен с престола. Власть перешла к его дяде (до того – удельному вану) Чжу Ди.

Став императором, Чжу Ди оказался в оппозиции тем силам, которые до недавних пор возглавлял. Казалось, что победа Чжу Ди должна была обозначать и победу тех сил, которые стояли за укрепление самостоятельности уделов. Но ничего подобного не произошло.

До некоторых пор Чжу Ди пытался наладить добрые отношения с ванами. Для них регулярно устраивались аудиенции при дворе. Официальной целью посещений считалось выражение верноподданнических чувств к императору, но двор также проявлял немало уважения к прибывшим. Помимо аудиенций император щедро одаривал уездных властителей. В рамках политики задабривания ванов Чжу Ди, например, передал некоторым из них права на сбор в свою пользу торговых налогов. Но вместе с тем император требовал подчинения ванов, и предпринял шаги для ограничения их власти – такие, как сокращение их войск и принудительное перемещение некоторых ванов в новые уделы. Переселение сопровождалось сменой штата чиновников вана, а иногда и офицеров. Эти меры, разумеется, вызывали недовольство ванов, которое выливалось в открытое неповиновение. Что, в свою очередь, вызывало репрессии по отношению к ванам со стороны императора.

Основными камнями преткновения были такие вопросы, как, например, проблемы юриспруденции в уделах. Правительство полагало, что округа и уезды должны подчиняться провинциальным правлениям, и не должны иметь отношений к ванам. Однако постоянное вмешательство ванов и их чиновников в местные дела было неизбежным явлением. Зачастую удельные властители злоупотребляли своим положением – нарушали законы, грабили и обирали население.

Другим предметом столкновения правительства с ванами были их попытки поддерживать самостоятельные контакты с зарубежными странами. Ваны при подобном положении дел легко могли заручиться поддержкой за границей на случай открытого мятежа.

Постоянные трения вызывали также различные хозяйственные вопросы. Ваны пытались упросить свое экономическое положение в уделах, обрести контроль над торговлей и торговыми компаниями.

Наконец, большое возмущение властей вызывало стремление ванов самолично присваивать "неподобающие" титулы своей родне, неверное исполнение официальных обрядов, неуважительное отношение к посланцам из столицы. Учитывая, что ритуал и обрядность играли огромную роль в жизни китайского общества, подобное поведение ванов могло считаться стремлением к самовозвышению и пренебрежительным отношением к императорскому двору.

Не видя возможностей для прямого противостояния ванам, императоры часто пытались действовать исподволь. Против ванов использовались клевета, шантаж; малейшее подозрение в нелояльности могло стать поводом для обвинения и серьезной кары.

Однако и эти меры не давали значимых результатов. Долгое время на протяжении царствования династии Мин конфликты центральной и местной власти являлись одной из основных внутриполитических проблем Китая.


© JNM Group 2003–2014   версия 1658 / 1656 / 2014-12-02 04:09:59 / vmz jnm@jnm.ru